Апостол Павел




Из магистерской диссертации диак. Зыкунова Б.В. «Миссионерские методы архимандрита Павла (Леднева)».



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данной темы

Начинать работу принято с определения предмета, которому она посвящена. Термин «миссионер» происходит от латинского глагола “mitto, misi, missum”, что буквально переводится как «посылать» и является аналогом греческого слова “aposteллo” — посылать. Поэтому миссионерство является ничем иным как тем же самым служением, которое было поручено Господом Иисусом Христом своим ученикам — апостолам. Итак, под миссионерством нужно понимать именно апостольское благовествование, которое имеет основанием Евангельские слова Господа Иисуса Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19–20).

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 1994 года[1] впервые после собора 1918 года смог обратиться к самой проблеме православной миссии. Принятая Священным Синодом в октябре 1995 года (в новой редакции — в марте 2007 года) «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» обозначила основные направления миссионерского служения, его формы, методы, а также принципы миссии сегодня. В ней указано на важность использования в миссионерском служении национальных языков, на необходимость внимательнейшего учёта особенностей городского, сельского, молодежного и других аспектов сегодняшнего общества, определены принципы канонического устроения миссии[2].

Церковь Христова не может существовать без апостольской проповеди. В истории Церкви Христовой, на протяжении всех веков её существования, мы найдем святых равноапостольных проповедников Евангелия. Для Русской Православной Церкви именно XIX век является самым заметным миссионерским периодом в истории, в этом веке можно видеть значительное количество ярких и деятельных православных миссионеров: это и преподобный Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии († 1847); и апостол Америки и Сибири — святитель Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879); и равноапостольный Николай (Касаткин), просветитель Японии († 1912); и святитель Макарий (Невский), апостол Алтая († 1926)[3]. В это время проблемы миссии становятся предметом богословских исследований, раскрываются формы и методы её проведения. И уже к началу XX века в большинстве епархий Русской Православной Церкви вопрос о крещении язычников в целом был решён, и перед епископатом и духовенством в деле миссионерства стояли теперь совсем иные задачи. Начиная с середины XVIII века в России начало возникать сектантство, отчасти получившее развитие в среде раскольников-старообрядцев. К началу XX века сектанты и раскольники настолько распространились, что необходимо было вести миссионерскую работу именно в среде раскольников и сектантов. А в последующие послереволюционные годы XX столетия, почти семьдесят лет, Русская Православная Церковь существовала в секуляризованном обществе без возможности активной проповеди, что привело население России к утрате чувства религиозного самосохранения и к развитию различного рода псевдохристианских и прямо антихристианских религиозных течений, подавляющих и уродующих личность человека. К сожалению, сегодня бурно развиваются деструктивные культы и секты. Так же, как и в XVII веке — во времена старообрядческого раскола, вновь появляются раскольники, которые под разными предлогами, например ожидания скорого «конца света», откалываются от единства с Православной Церковью.

Это налагает особый отпечаток на сам характер свидетельства веры Христовой и заставляет нас внимательно изучать труды миссионеров, действовавших не в среде язычников, неверующих в Иисуса Христа, но среди так называемых «христиан» — раскольников, уклонившихся от Апостольской Вселенской веры и отделившихся от единой Церкви Христовой. Одним из таких сообществ, отколовшихся от Православной Церкви, является старообрядчество, сформировавшееся в России конца XVII века. Старообрядческие общины, противостоя Православной Церкви, к середине XIX века сформировали новые учения, которые приняли такие формы, что в их среде появилась необходимость нового Евангельского благовествования Апостольской веры, хранимой в Православной Церкви. Именно этим благовестником Евангельской веры среди старообрядчества и проповедником истинного учения о единственности Апостольской Церкви Христовой и явился архимандрит Павел (Леднев), известный так же под прозвищем Прусский.

Почему именно миссионерские методы архиман. Павла (Леднева) предложены к внимательному рассмотрению, подробнее мы ответим ниже, выделив четыре пункта, которые обосновывают актуальность данной темы:

Во-первых, в XIX веке в Российской империи и близ её границ всё еще находились отдельные языческие народы, к которым были посылаемы миссионеры, такие, как например свт. Иннокентий (Вениаминов) — апостол Америки и Сибири и свт. Николай (Касаткин) — просветитель Японии. И даже в неделю Православия с благословения Св. Синода производился сбор пожертвований на распространение Святой Православной веры между язычниками[4]. Но миссионерство среди язычников не было массовым. При этом, почти в каждом российском селе и городе находились семьи старообрядцев-раскольников, с которыми обычно сталкивались приходские священников. И опыт архиман. Павла (Леднева) тем замечателен, что он не только сам успешно вел миссионерскую работу в среде раскольников, но и старался свой опыт донести и распространить на как можно большее число приходских священников, научая их миссионерским приемам для обращения раскольников. Как пример этого может служить организованный в 1887 году в Московском Никольском единоверческом монастыре, по ходатайству архиман. Павла (Леднева), I-ый съезд противораскольничьих миссионеров.

А для сегодняшнего дня — этот опыт крайне актуален, так как практически каждый современный приходской священник живет в окружении невоцерковленных сограждан, большинство из которых приняли Святое Крещение в Православной Церкви, но все еще не руководствуются наставлениями Церкви, а в религиозной жизни руководствуются народными обычаями и суевериями и по некоторым вопросам порой занимают позицию, явно противостоящую Русской Православной Церкви. Точно таким же образом вели себя и раскольники-старообрядцы в XIX веке.

Во-вторых, миссионерская деятельность архимандрита Павла (Леднева) велась в основном в среде раскольников-старообрядцев. И надо ясно представлять всю сложность этой миссии, — ведь старообрядцам, убежденным в правоте своего дела, весьма трудно отказаться от своих заблуждений. И ныне, к сожалению, тема миссионерской проповеди в общинах, отделившихся от единой Православной Церкви Христовой, становится крайне актуальной. У всех на слуху Церковные расколы, возникшие из-за националистических настроений в 1990-е годы на Украине и разделивший верующих христиан огромной страны на несколько неравных частей: Православные, филаретовцы, автокефалисты, греко-католики (униаты) и т.д. К сожалению, в XX веке заметные церковные расколы произошли так же в Болгарской и Греческой Православных Церквях. Одной из их причин стал переход на новоюлианский календарь[5] в церковном летоисчислении и зилотские[6] настроения части православного народа.

Так же в современной России с конца 1990-х годов не утихает борьба, некоторых не по разуму ревностных христиан, с ИНН[7] и «электронным паспортом»[8] (точнее со скрывающимся в них мистическим числом «666»), в результате которой незначительная их часть уже откололась от Русской Православной Церкви. Впоследствии, в середине 2008 года от Русской Православной Церкви так же откололось «диомидовское» радикальное (зилотское) движение, которое возглавил бывший епископ Диомид (Дзюбан)[9].

И именно такие невежественные страхи, порождённые промышленной революцией и ожиданием близкого «конца света», были распространены во множестве старообрядческих сект XIX века. И с этими самыми заблуждениями и вел полемику архим. Павел (Леднев), воссоединяя с Православной Церковью многих своих соотечественников.

В-третьих, опыт миссионерской проповеди в среде старообрядчества, имеющего искаженное учение о Церкви Христовой, тем более интересен в связи с возникшим в XX веке экуменическим движением, размывающим понятия о границах единой Церкви Христовой и опровергающим мысль о необходимости для спасения человеку быть членом именно той самой единственной Апостольской Церкви, основанной Господом Иисусом Христом.

В XX веке наблюдался информационный взрыв, в корне изменивший отношение современных людей, особенно западных европейцев, как к различным христианским конфессиям, так и к нехристианским религиям. Традиционная убеждённость европейцев в очевидном превосходстве христианства была сильно поколеблена мыслителями начала века, такими, как Р. Отто[10], видевший во всякой религии ответ человека священному, и Э. Трёльч[11], показавший, что в социокультурном отношении христианство представляет собой лишь одну из традиций, и сравнение его с другими религиями открывает новые возможности для их интерпретации. Осознав, что центральной проблемой христианства является общая проблема всех мировых религий — проблема спасения, современные христиане в Европе придерживаются, как правило, одной из двух позиций: инклюзивизма или плюрализма.

Инклюзивизм — убеждение, что в принципе спасение достижимо для всех людей, независимо от того, исповедуют ли они христианство или какую-нибудь другую религию. Католический теолог Карл Ранер выразил основную идею инклюзивизма, сказав, что благочестивые и добрые люди нехристианских вероисповеданий могут, сами того не зная, рассматриваться как “анонимные христиане”. Инклюзивисты считают, что нехристиане тоже охвачены спасительной деятельностью Христа, и их религии находят в христианстве своё логическое завершение.

Плюрализм — позиция, к которой в последнее время примыкают многие теологи. Согласно концепции плюрализма все великие мировые религии, в том числе и христианство, дают равные возможности к спасению, так как все они способствуют трансформации человеческого существования — исчезает эгоцентризм и формируется новая ориентация на Высшую Реальность.

В этой концепции другие религии и тем более не Православные Христианские конфессии выступают не как нечто вторичное по отношению к единой Церкви Христовой, но как самостоятельные и аутентичные пути ко спасению.

А концепция, которая носит название эклюзивизм (концепция спасения и вечной жизни только принадлежащих к Церкви Христовой) и которая была заповедована Церкви от её основания, была даже осуждена в постановлениях II-го Ватиканского Собора Римо-Католической церкви.

Рассматривая историю Церкви Христовой, мы обнаруживаем, что современное экуменические понятия коренным образом отличаются от той ревностной и дерзновенной миссионерской деятельности, которой были движимы многие святые, начиная от Апостолов и заканчивая равноапостольным Николаем, просветителем Японии, прославленным Православной Церковью в конце XX века. И их пример заставляет нас внимательнейшим образом рассматривать их жизнь и их методы миссионерской проповеди.

Но в XXI веке экуменические воззрения, получив распространение среди различных религий, крайне затрудняют проповедь среди иноверцев. Ныне, проповедуя например мусульманам, часто в ответ можно слышать, что мусульмане верят в того же Бога, в которого веруют и христиане, и что все религии и «ислам» и «православие» ведут к одному — ко спасению, поэтому изменять свои традиционные верования мусульманам нет никакого смысла.

Эта ситуация во многом похожа на трудности, с которыми сталкивался миссионер архим. Павел (Леднев), так он вёл свою проповедь среди раскольников-старообрядцев, которые были убеждены, что исповедуют истинную «древле-православную» веру Церкви Христовой и поэтому им менять свои отеческие верования вовсе незачем. Вот тут важно понимать основной «стержень» проповеди архим. Павла (Леднева), который старался доказать, что спасение для человека возможно только лишь в одной единственной Святой и Апостольской Церкви и «что истинная Церковь, “сияющая во Вселенной” и никакими Соборами не осужденная, только одна — церковь греко-российская»[12]. И это убеждение архим. Павла (Леднева) основано на словах учителей Церкви, говоривших: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и что никто вне Соборной Церкви и Веры не может иметь участие во Христе и спастись»[13]. «Соборная и Апостольская Церковь Христова одна, а не множество и не две; составляющие соборы вне её — сборище лукавящих суть, так убеждены мы, истинные христиане, так мы веруем, так и проповедуем»[14].

В-четвертых, архимандрит Павел (Леднев) стал одним из столь деятельных и известных миссионеров XIX века, что в 1893 году он был избран почетным членом Казанской Духовной Академии, имевшей до революции миссионерскую специализацию. И это избрание в почетные члены человека, не получившего систематического образования, человека-самоучки, притом не занимающего какого-либо выдающегося иерархического положения, было явлением необычным[15]. Многотомные его сочинения[16] остались лучшим примером полемики в противораскольнической письменности. По ясности постановки вопросов и по основательности решения их, и по простоте изложения и задушевности тона они ещё долгое время будут считаться образцовыми. Архиман. Павел (Леднев) присоединил к Российской Православной Церкви огромное множество целых старообрядческих общин по всей Империи, от Прибалтики до Кавказа и от Польши до Урала. Кроме старообрядцев, он вел Евангельскую проповедь и среди различных сектантов, например среди молокан[17], еще именуемых «духовными христианами»[18] и отличающихся особой ненавистью к православному духовенству. И, по случаю, находил не лишним «разговаривать о религии» с иудеями[19].

Архиман. Павел (Леднев) имел такой высокий авторитет в Св. Синоде, что его кандидатура рассматривалась при выборе викарного епископа[20], но от данного высокого служения по слабости здоровья архиман. Павел отказался. И именно по ходатайству архиман. Павла (Леднева) в Св. Синоде, в 1887 году был организован I-ый съезд противораскольничьих миссионеров, после чего миссионерские съезды стали проходиться регулярно.

Поэтому миссионерские методы архиман. Павла (Леднева) достойны изучения и полезны для всякого готовящегося проповедовать Евангелие всем народам.


Цели и задачи

Основная цель настоящей работы исследовать миссионерскую деятельность архимандрита Павла (Леднева) во всём её многообразии. Исследовать причины и особенности определившие успех миссионерской его проповеди. Поскольку рассматриваемая проблематика исключительно обширна и многоаспектна, затрагивает целый комплекс исторических, религиозных, культурологических и даже психологических проблем, то для этого необходимо решение и ряда задач.

Цель нашей работы, состоит в том, чтобы:

• Проследить, как была построена деятельность архимандрита Павла.

• Выяснить, какие методы миссионерской проповеди использовал в своей просветительской деятельности архимандрит Павел.

• На основании анализа сочинений архимандрита Павла постараться систематизировать его полемическую аргументацию и выявить основную структуру или систему его полемики.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:

• Собрать, проанализировать и обработать имеющиеся сочинения архимандрита Павла (Леднева).

• Проанализировать свойства характера и личные достоинства архимандрита Павла, способствовавшие его проповеди.

• Проследить становление и развитие его миссионерской деятельности.

• Установить мотивацию и методы, которые использовал архимандрит Павел для обращения старообрядцев-раскольников.

• Выявить закономерности, на которых строилась миссионерская полемика архимандрита Павла.

• Выделить концептуальные основы, на которых должна строиться миссионерская работа по мыслям архимандрита Павла.


Научно–методологическая основа диссертации

Научно–методологическую основу диссертации составляет совокупность методов и приёмов исследования, включающих в себя комплексный анализ деятельности архимандрита Павла (Леднева). Объективный исторический и религиоведческий подходы к сложнейшей проблеме миссионерского делания в среде отпавших от единства с Православной Церковью. Общенаучные и частнонаучные методы познания, сравнительный метод познания. В работе использованы философские, богословские, религиоведческие, исторические исследования отечественных и зарубежных учёных по проблеме миссионерства.

Ввиду того, что исследование посвящено анализу деятельности архиман. Павла (Леднева), при характеристике его деятельности применены методы сравнительного анализа с деятельностью других известных миссионеров XIX века, что позволяет избежать её субъективной оценки, а так же позволяет объективно ответить на вопрос: в чем секрет её невероятного успеха в деле обращения раскольников к единству с Православной Церковью.


Анализ литературы и источников используемых в данной работе

Всю литературу, используемою в данной работе, можно разделить на несколько тематических групп:

1. К первой и основной группе используемой в данной работе литературе относятся сочинения самого архимандрита Павла (Леднева), большая часть которых вошла в 4-х томное «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла», тома которого были изданы в 1888, 1897–1899 годах. Именно эти сочинения и отнесены к источникам данного исследования. В некоторых своих сочинениях архиман. Павел рассказывал о своих миссионерских поездках, проходивших диспутах и миссионерских встречах. Часть сочинений представляет собой диалектические диалоги (аргументированные споры) между раскольником и защитником Православной Церкви, в которых мы находим основные характерные черты успешных миссионерских бесед архиман. Павла. А в части сочинений автор раскрывает нам свое отношение и взгляд на обращаемых им раскольников, и на те миссионерские приемы, которыми пользовались тогда православные священники, и даже есть сочинения, в которых дается руководство для успешных действий миссионера, например:

• Павел (Леднев), архиман. Беседа с православным священником о том, что нужно для успешного действования в обращении глаголемых старообрядцев к православной церкви. М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, ценз., 1884. 20 с.

• Павел (Леднев), архиман. Миссионерские сведения о расколе. Воспоминания о Геннадие. Псков, 1884. 48 с.

• Павел (Леднев), архиман. Несколько слов по вопросу о том, правильно ли поставлена полемика против раскола в церкви православной. М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, ценз., 1893. 8 с.

• Павел (Леднев), архиман. Разговор со священником, желавшим получить совет, как вести ему беседы с именуемыми старообрядцами. М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1886. 30 с.

2. Ко второй группе относится переписка архимандрита Павла (Леднева) с различными лицами, в основном со своим близким другом проф. МДА — Н.И. Субботиным и другими. В которой он так же часто обсуждает вопросы успешной миссионерской проповеди среди российских раскольников. Переписка архимандрита Павла также использовалась в качестве источника данной работы. Основная часть писем архиман. Павла (Леднева) издана в следующих книгах:

• Субботин Н.И., проф. Первые двенадцать лет служения церкви борьбой с расколом: (Переписка с архим. Павлом за 1867–1879 гг.). М.: тип. Г.Лисснера и А.Гешеля, 1901. 297 с.

• Субботин Н.И., проф. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбою с расколом (моя переписка с архим. Павлом за 1879-95 гг.). Вып. I: 1879–1885 гг. М., 1902.

• Субботин Н.И., проф. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбою с расколом (моя переписка с архим. Павлом за 1879-95 гг.). Вып. II: 1886–1895 гг. М., 1904. 807 с.

• Павел (Леднев), архиман. Письма Павла Прусского. / Опубликовал и снабдил предисл. Оглоблин Н.Н. М.: О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1904. 12 с.

• Марков В.С. К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства. (1865-1904). М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1914. 943 с.

3. К третьей группе относится литература, освещающая биографию, деятельность, характерные черты устной и письменной проповеди архимандрита Павла (Леднева). Личность архиман. Павла и его жизнь была настолько яркими, что брошюры, журнальные и газетные статьи о нём стали появляться еще при его жизни. Достаточно упомянуть, что «Для Ф. М. Достоевского Павел Прусский и его ученик Константин Голубов, обретшие после долгих духовных блужданий родную «почву» и веру, были истинно «новыми людьми» в противоположность носившим это наименование литературным героям из революционно-демократической среды. Имена Павла Прусского и Константина Голубова фигурируют в неосуществленном замысле эпопеи Достоевского «Житие великого грешника» (1869)… Павел Прусский и Константин Голубов упоминаются в черновых подготовительных материалах к роману «Бесы»…»[21].

После кончины архиман. Павла (Леднева) в 1895 году появились многочисленные отклики прессы в виде некрологов, воспоминаний и биографических очерков о нём. Его ученики, сотрудники и сподвижники написали несколько подробнейших воспоминаний которые были изданы в журнале «Душеполезное Чтение» за 1899–1900, 1904 и 1906 годы. Во внимание были взяты публикации в периодических изданиях, как в церковных: Братское Слово (1895), Душеполезное Чтение (1899–1900, 1904, 1906), Миссионерское обозрение (1899), Странник (1892), и др., так и в популярных светских газетах и журналах, например Московские ведомости (1868, 1870, 1895). Основными работами использованными в исследовании деятельности и сочинений архиман. Павла (Леднева) являются:

• Беренский Н. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. Киев: Журнал «Миссионерское обозрение», 1899. 177 с.

• Григорий (Борисоглебский), иером. Отец Павел Прусский и значение его сочинений в борьбе с расколом. // Странник. М., 1892. №1–4.

• Ивановский Н. И., проф. Памяти отца архимандрита Павла, настоятеля Московского единоверческого монастыря. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. 16 с.

• Колосов Н. А., свящ. Архимандрит Павел (Прусский): [Некролог]. М.: Унив. тип., 1895. 20 с.

• Субботин Н. И., проф. Памяти в Бозе почившего архимандрита Павла. М.: Синодальная типография, 1896. 214 с.

4. И четвертую группу составляют как древняя святоотеческая литература, в которой святые отцы говорят о единстве Церкви Христовой и об обращении еретиков и раскольников, так и современная миссионерская литература, которая привлекается для сравнения миссионерских методов, используемых архиман. Павлом (Ледневым) с методами других известных миссионеров. К упомянутой литературе относятся подробные жития равноапостольных святых с описанием их деятельности, а так же широко используемая в духовных учебных заведениях литература для преподавания курса Миссиологии, как например:

• Кураев А., диак. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. М., 2009

• Зозуляк Я., прот. Катехетическая миссия Церкви. Киев, 2008.

• Иларион (Алфеев), еп. Православное свидетельство в современном мире. СПб., 2006.

• Миссионерство Церкви: сборник статей. М., 2005.

• Православная миссия сегодня: сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений / Сост. прот. Владимир Федоров. СПб., 1999.

• Стамулис, И. Православное богословие миссии сегодня. М.: ПСТБИ, 2003. 448 с.

• Ходр Г., митр. Призыв Духа. Киев, 2006.


Новизна темы

Научную новизну исследования составляют следующие пункты:

1. В данном труде впервые осуществлено комплексное рассмотрение сочинений архимандрита Павла (Леднева), которое охватывает весь период его творчества и все, известные к настоящему времени сочинения[22].

2. Для подробного рассмотрения сочинений архиман. Павла они разделены и классифицированы по содержанию, которое подлежит исследованию при выяснении значения этих сочинений для миссионерской практики.

3. Впервые при исследовании опубликованных бесед со старообрядцами-раскольниками подробно рассмотрена полемическая аргументация архимандрита Павла.

4. Впервые рассмотрены и всесторонне проанализированы методы используемые архиман. Павлом в его миссионерской деятельности.

5. Впервые осуществлено сравнение миссионерских методов архиман. Павла с общепринятой миссионерской практикой, в частности с практикой и методами св. равноап. Николая Японского.


Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут найти применение в процессе сравнительного анализа учения Православной Церкви и возникших в старообрядческом расколе новых учений, при дальнейшем изучении взаимоотношений Православной Церкви и старообрядческого раскола. Также данное исследование и апробация полученных выводов может внести некоторый вклад в развитие молодой богословской науки — Миссиологии.

Выводы работы позволят учесть и использовать характерные особенности успешной миссионерской работы архиман. Павла (Леднева) в работе современных миссионеров Православной Церкви. Кроме того, данная работа может использоваться православными миссионерами для подготовки полемических бесед и диспутов со старообрядцами-раскольниками.

Практическая значимость данной работы выражается в расширении знаний её автора и тех, кто будет знакомится с данным трудом о существующих и успешно применяемых миссионерских методах в целом, а также в том, что материалы данного исследования раскрывают одну из важных современных проблем для Русской Православной Церкви. Сегодня практически от каждого пастыря требуется успешное применение миссионерских методов, используемых в XIX веке, в отношении обращения раскольников и отпавших от Церкви. В связи с тем, что большинство современного русского народа, принимая Святое крещение в Православной Церкви, не участвуют в церковных Таинствам и не руководствуются наставлениями Русской Православной Церкви, порой занимая позицию, явно противостоящую РПЦ. Точно таким же образом вели себя и старообрядцы-раскольники в XIX веке.

Исследование данной темы вносит определённый вклад в структуру религиоведческих и церковно-практических знаний. Документы, материалы исследований, теоретические выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности, в процессе преподавания курсов: Миссиологии, Апологетики, Истории миссии, Истории Русской Церкви, Общей Истории Христианской Церкви.


Апробация исследования

Основные идеи и выводы диссертационного исследования обсуждались на двух конференциях, где автор представил свои доклады:

1. На секции «История миссий» XXI ежегодной богословской конференции ПСТГУ (Москва, январь 2011) был представлен доклад «Миссионерская деятельность архим. Павла (Ленева) Прусского».

2. И на секции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» XIX Международных Рождественских образовательных чтениях (Москва, январь 2011) был представлен доклад «Деятельность архимандрита Павла (Ленева) Прусского и Московский Никольский единоверческий монастырь».

Основные результаты исследования отражены в публикации автора:

1. «Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер» в журнале «Благодатный огонь» № 20 (июнь) 2010 г.


Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих двадцать один параграф, двух приложений, включающих оглавление 4-х томного Собрания сочинений архиман. Павла и список его трудов, заключения и списка литературы, включающего 107 наименований. Общий объем диссертации — 234 страницы.


Положения, выдвигаемые к защите

В качестве основных положений, выносимых на защиту, предлагается следующее:

1. Миссионерские методы архимандрита Павла (Леднева) эффективны и вполне укладываются в общую миссионерскую практику.

2. Его полемические приёмы представляют собой целостную законченную систему, которая охватывает все темы полемики со старообрядцами-раскольниками.

3. Полемическая аргументация архимандрита Павла (Леднева) сохраняет свою актуальность до настоящего дня.



ПРИМЕЧАНИЯ:

1. См.: Определение Архиерейского Собора 1994 года «О православной миссии в современном мире» [Электрон, ресурс] // Официальный информационный ресурс Миссионерского отдела Московского Патриархата. Портал «Миссия.Ru». http://www.portal-missia.ru/node/67. 13.07.2009.

2. См.: Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электрон, ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата.Сайт «Patriarchia.ru». http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html. 27.03.2007.

3. Алексий II (Ридигер), патриарх. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. // Научно–Богословские труды по проблемам Православной Миссии. Белгород, 1999. С. 94.

4. Григорий (Борисоглебский). Слово в неделю православия, когда с благословения св. Синода производится сбор пожертвований на распространение св. православной веры между язычниками. М.: тип. Л. и А. Снегиревых, 1890. 8 с.

5. В 1923 году в Константинополе на совещании Православных Церквей был утверждён исправленный юлианский или т. н. «новоюлианский» календарь.

6. «Зилоты» — буквальный перевод с греческого: «ревнители», — это, как правило, греки приверженцы сохранения старого стиля в церковном календаре. И считающие все Православные поместные Церкви, перешедшие на календарный новый стиль и участвующие в экуменических контактах безблагодатными.

7. ИНН — это сокращение от «Идентификационный номер налогоплательщика», который появился в конце 1990-х годов в связи с введением в России персональной идентификации граждан.

8. «Электронный паспорт» или Универсальная электронная карта (УЭК) — которая будет выдаваться всем гражданам РФ и должна выполнять функции банковской карты, проездного билета, карточки медицинского страхования, пенсионного удостоверения, водительского удостоверения и других удостоверений личности.

9. См.: В чем упрекал Церковь епископ Диомид. Справка. [Электрон, ресурс] // Сайт РИА «Новости». http://rian.ru/spravka/20080625/112077181.html. 25.06.2008.

10. Рудольф Отто (1869–1937) — немецкий богослов и исследователь истории и феноменологии религии.

11. Эрнст Трёльч (1865–1923) — немецкий историк религии, социолог, теолог и философ. Автор известных работ по социологии, религиозной и философской истории.

12. Колосов Н.А. Архимандрит Павел (Прусский): [Некролог]. М.: Унив. тип., 1895. С. 14.

13. Свт. Иоанн Златоуст, 1–ое Слово на Пасху. См.: Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского, в русском переводе. СПб.: Издание СПбДА, 1898.

14. Письмо №284: Против ереси Феопасхитов. См. Письма свт. Фотия Великого. М., 1996.

15. Ивановский Н.И., проф. Памяти отца архимандрита Павла, настоятеля Московского единоверческого монастыря. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. С. 3.

16. См.: Приложение 2. Список трудов архимандрита Павла (Леднева).

17. Молокане — разновидность «духовного христианства», отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии: признают поклонение Богу только в духе и истине; не признавая видимых икон, считают человека Божьей иконой (сотворенным по образу Божьему); не признают святых; не имеют церковной иерархии, клира; не употребляют в пищу свинину и спиртное.

18. См.: Павел (Леднев), архиман. Краткие беседы архимандрита Павла с именующимися духовными христианами, более известными по именем молокан. М.: Братство св.Петра митр., 1884. 57 с.

19. Беседа 14: Поучительный для раскола разговор с евреями. См.: Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.1. -1-е посмерт. изд., М.: Братство св.Петра митр., 1897. С. 42.

20. См. Письмо № 84 обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцева к Н.И. Субботину в книге: Марков В.С. К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства. (1865-1904). М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1914.

21. Достоевский. Материалы и исследования. Том 18. СПБ.: Наука, 2007. С. 88. / Статья: Н.Ф. Буданова. Павел Прусский и его книга «Беседы о пришествии пророков Илии и Эноха, об антихристе и седминах Данииловых». (Новые материалы к теме «Достоевский и старообрядчество»). [Электрон, ресурс] // Сайт «Новая русская литература» (виртуальная исследовательская лаборатория). http://www.newruslit.ru/for_classics/dostoevsky/research/tom-18/pdf/art_budanova.pdf

22. Ни одна из предыдущих публикаций изданных в конце XIX – начале XX века о деятельности и сочинениях архимандрита Павла (Леднева) не отвечала этим требованиям. Для примера можно указать, что научно-богословская статья иеромонаха Григория (Борисоглебского) «Отец Павел Прусский и значение его сочинений в борьбе с расколом», опубликованная в журнале «Странник» в начале 1892 года — вышла за 3 года до кончины архимандрита Павла (Леднева) и не охватывает всех его сочинений.