Апостол Павел




Из магистерской диссертации диак. Зыкунова Б.В. «Миссионерские методы архимандрита Павла (Леднева)».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как видно из текста исследования, миссионерские методы архимандрита Павла (Леднева) были разнообразны, крайне эффективны и вполне укладываются в общую миссионерскую практику. Его полемические приёмы представляют собой целостную законченную систему, которая охватывает все темы полемики со старообрядцами-раскольниками. А его полемическая аргументация опровергающая раскольническую и сектантскую самозащиту сохраняет свою актуальность и до настоящего дня.

Выросший и воспитанный в среде старообрядцев-раскольников о. Павел Прусский возгорелся искренним желанием найти Истинную Православную Святую Соборную и Апостольскую Церковь Христову. Такую Истинную Церковь Христову он нашёл и воссоединился с ней — войдя в лоно Российской Православной Церкви. Но найдя в Российской Православной Церкви истинный источник святости и Божественного света, он не спрятал и не скрыл его под сосудом, но стал проповедовать бывшим своим собратьям и единомышленникам — старообрядцам, чтобы отделившиеся от неё опять воссоединились с ней в единой вере.

Из личного большого опыта о. Павел прекрасно знал всю религиозную сущность старообрядческого раскола, что помогло ему найти методы и неоспоримые аргументы, и в итоге выработать стройную полемическую систему опровержения раскольнических заблуждений. Он нашёл общее непоколебимое основание для проповеди и убеждения старообрядцев-раскольников, которым является учение Святого Евангелия толкуемое Святыми отцами Церкви, и догматические и канонические правила семи Вселенских Соборов. На этом твёрдом основании о. Павел и строил свою миссионерскую проповедь, главное в которой было убеждение и доказательство старообрядцам-раскольникам, что Российская православная церковь ни впала в ересь и ничем не погрешила, а поэтому раскол и отделение от Святой Российской церкви есть путь в погибель.

Стараясь как можно большее число раскольников привести и воссоединить с Истинной Святой Церковью, начиная с 1867 по 1878 годы о. Павел почти ежегодно совершал миссионерские путешествия, по разным городам и епархиям Российской империи, где он проводил многочасовые беседы со старообрядцами. И если не с первого раза, то со второго или третьего посещения многие переходили из старообрядчества в единоверие. Таким новообразованным единоверческим общинам о. Павел всячески старался содействовать в организации единоверческого прихода и строительстве единоверческого храма.

В течении 27-ми лет о. Павел неустанно проповедовал в среде старообрядчества и русского сектантства всеми доступными способами: частными беседами, публичными диспутами, миссионерским путешествиями, написанием, изданием и бесплатным распространением противораскольнических сочинений, созданием единоверческих приходов и приходских школ в районах расселения старообрядцев, и заботами об организации систематической миссионерской работы в епархиях, организацией съездов епархиальных миссионеров. В результате он воссоединил с Православной Церковью тысячи старообрядцев и русских сектантов.

Большой заслугой архимандрита Павла является то, что он не просто в одиночку проповедовал, но духово воспитал и научил множество своих последователей, а кроме этого старался активизировать системную миссионерскую деятельность во всех епархиях Российской Православной Церкви. От него исходили многие инициативы, которые были поддержаны Священным Синодом, например: его стараниями были организованы и проведены I и II-ой съезды епархиальных противораскольнических миссионеров. И после этого съезды епархиальных миссионеров стали проводиться почти ежегодно. Также он имел много попечения и забот о выделении в каждой епархии отдельного священника — епархиального миссионера. И чтобы это не стало простой формальностью о. Павел организовывал снабжение епархиальных миссионеров противораскольнической литературой, старался их научить миссионерским приёмам и поделится своим личным опытом. Именно для этих целей — обучения и обмена опытом он собирал епархиальных миссионеров на всероссийские миссионерские съезды. О. Павел желал чтобы епархиальный миссионер не был бы загружен приходскими и требными заботами, а подчиняясь напрямую епархиальному архиерею, получая от него и жалование, посвящал бы всё своё время организации и координации миссионерской и проповеднической работе среди раскольников и сектантов данной епархии. В начале XX века деятельность епархиальных миссионеров была расширена и эта должность стала чаще поручаться монашествующим, которые не будучи обременены семейными и приходскими заботами часто действительно становились эффективными миссионерами и организаторами миссионерства в епархии.

Думается, что в дальнейшем стоит внимательнее изучить весь положительный опыт деятельности о. Павла и миссионеров его времени по организации системной миссионерской деятельности в епархиях, а затем следует возрождать существовавшие в конце XIX — начале XX века данные организационные методы: выделение епархиального миссионера не связанного требными и приходскими заботами, централизованное снабжение епархиальных миссионеров необходимой литературой, обмен опытом на ежегодных миссионерских съездах и т. д. Хотя сегодня уже начинает возрождаться систематическая миссионерская работа в Русской Православной Церкви: почти в каждой епархии организуются миссионерские отделы, начинают регулярно проводиться миссионерские съезды, но к сожалению пока их работа мало заметна, а миссионерской проповедью чаще всего спонтанно занимаются отдельные харизматичные проповедники.

Заботами архимандрита Павла были воспитаны и обучены многие известные миссионеры и неравнодушные к своей пастве священники-проповедники, которые продолжали его дело и по его кончине. Его неутомимая миссионерская деятельность действительно дала многие всходы, и даже до сего дня, спустя уже 116 лет после его кончины, продолжает приносить свои плоды, одним из которых, как мне думается, может стать данное исследование, которое окажется полезным всякому пастырю стада Христова — каждому епископу и священнику, которые являясь продолжателями дела апостолов, обязаны нести свет Святого Евангелия!