Апостол Павел




Пётр Паламарчук.
"Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей". В 4 т. Том 4. Окраины Москвы. Инославие

Не приемлющих священство и отвергающих брак старообрядцев Федосеевского Старопоморского согласия


Шесть корпусов с моленными в быв. богаделенном доме
на Преображенском кладбище


№ 43. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ МОЛЕННАЯ в надвратном корпусе

Преображенский вал, 17, корпус 1


"Надвратный корпус выстроен в 1804 г." [5]. "Остальные корпуса выстроены ИА.Ковылиным в 1805 г." [1].

После закрытия в 1866 г. мужского федосеевского богаделенного дома в южной части общины он был переведен в женскую часть, располагавшуюся вокруг Крестовоздвиженской церкви. Новая община была поделена на две неравные части: с востока от храма располагалась мужская часть с одним корпусом, а вся остальная территория была отведена под женскую вместе с детской и больничной.

"Ко всем означенным каменным корпусам приделаны с восточной стороны большие молельни в два просвета. При всех этих молельнях находились больничные палаты и устроены они были однообразно: на средине корпуса коридоры, по сторонам кельи, забранные тесом вплоть до потолка, на молельнях маленькие главы с осьмиконечными крестами" [1].

Перечень шести моленных дан в адресной книге [2] и старообрядческом календаре [3], а также в книге [1]. Однако, как именно распределялись названия между 6 корпусами, там не указано—лишь в книге [1] оговаривается, что Преображенская моленная находилась в надвратном корпусе. Моленная эта была женская.

Сохранился любопытный снимок: в надвратном корпусе ворота были оформлены белокаменным резным порталом со средневековым орнаментом.

"Врата эти происходят из бывшего Измайловского дворца Алексея Михайловича" [6]. В 1920-е гг. фигурные врата были вновь выломаны и отсюда, а фрагменты их "оказались" в музее "Коломенское", куда в ту пору свозили все, что удавалось спасти в разрушаемых храмах и зданиях.

По рассказам старожилов, в 1920-е гг. община федосеевцев была закрыта, осталась лишь Крестовоздвиженская церковь. В корпусах поместились различные учреждения и жилые квартиры. Внутри них все было переоборудовано, никаких следов моленных не сохранилось. Из прочих жилых домов сохранился лишь деревянный домик (строение № 1) в северо-восточном углу двора с красивыми резными наличниками. На государственной охране он не числится.

В 1980—1990 гг. в надвратном корпусе Преображенской моленной, ныне корпусе № 1, находилась торговая база Куйбышевского райпищеторга. Это именно на его западной стороне между окнами налеплен узор из "пентаграмм в огне" (на втором этаже). Здание вместе с общиной стоит на государственной охране под № 169 [5]. Следов моленной нет.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на  1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIH— 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие  под  государственной  охраной.  М.,  1980. С.50.
6. Левитов И. Путеводитель. М., 1881. Вып.1. С.54; ср.: История русского искусства / Под ред. И.Грабаря. Т.2. С.308 (текст), 310 (ил.).



№ 44. "МОЛЕННАЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в мужской палате" [3]

Преображенский вал, 17, восточный корпус


"Успенская моленная выстроена в 1805 г." [5].
"Закрыта в мае 1934 г. и занята детским садом с яслями" [6].

С 1960-х гг. здание занято 30-м отделением милиции. По воспоминаниям старожилов, богослужение в этой моленной при пении двух хоров отличалось особенным благолепием. По их сведениям, после закрытия моленной в 1920-х гг. богатейшая коллекция ее икон была отдана Главмузею и вскоре распродана в США частным лицам за весьма значительную сумму. В 1930-е гг. многие насельники общины репрессированы и теперь на Преображенке собственных старожилов-федосеевцев практически не осталось.
Здание Успенской моленной вместе со всем комплексом общины стоит на государственной охране под № 169 [5]. Никаких следов моленной в нем не осталось.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С7, 35.
2. Вся  Москва:  Адресная  книга  на 1916 г. Отд.  1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М.,  1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной.  М., 1980. С.50.
6. Козлов В. Судьбы старообрядчества // Моск.журнал. 1992. № 9. С.38.



№ 45. "МОЛЕННАЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в женской половине" [3]

Преображенский вал, 17, северный корпус под № 4


"Женские палаты 1805 г." [5]. По словам старожилов, Покровская церковь находилась в северном корпусе, который носит ныне № 4. Недавно в нем прошел внутренний ремонт. В 1980—1990 гг. здание занимало Московское отделение Центрального научно-исследовательского института связи МО ЦНИИС. Оно стояло на государственной охране вместе со всем комплексом общины под № 169 [5]. Следов моленной не осталось.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва.  Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М„ 1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоя щие  под государственной охраной. М., 1980. С.50.



№ 46. "МОЛЕННАЯ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ в детской палате" [3]

Преображенский вал, 17, северо-западный корпус под № 5


"Детские палаты выстроены в первой четверти XIX в." [5]. У них любопытные окна стрельчатой формы — скромная реплика "русско-готического стиля". О том, что моленная прор .Илии находилась в северо-западном корпусе, сообщила нам в 1980 г. последняя старожилка, прихожанка Крестовоздвиженской церкви.
После прошедшего в 1980—1990 гг. ремонта здание было занято строительным управлением № 244. Вместе с другими зданиями общины оно стоит на государственной охране под № 169 [5]. Следов моленной в нем не сохранилось.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском
беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М.,  1879. С.7, 35.
2. Вся Москва:  Адресная  книга на  1916 г. Отд.1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий  календарь на 1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М., 1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С.50.



№ 47. "МОЛЕННАЯ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА (ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) в женской половине" [3]

Преображеyский вал, 17, южный корпус


"Палаты 1805 г." (5 — здесь они ошибочно названы "мужскими" — П.П.). На существование моленной Всемилостивого Спаса именно в южном корпусе нам указала последняя старожилка-федосеевка в 1980 г. Тогда внутри шел ремонт и переоборудование корпуса из жилого в конторские помещения. Следов моленной в нем не осталось. Здание вместе с другими корпусами стоит на государственной охране под № 169 [5]. В 1990 г. в нем находилось отделение вневедомственной охраны.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на  1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М., 1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С.50.



№ 48. "МОЛЕННАЯ ВО ИМЯ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ И ПРЕПОДОБНОГО ЗОТИКА ПРОКАЖЕННЫХ КОРМИТЕЛЯ в женской половине" [3]

Преображенский вал, 17, юго-западный корпус под № 2


"Больничные палаты первой четверти XIX в." [5].

По словам последних старожилов, моленная во имя Богоявления и Зотика находилась в юго-западном двухэтажном небольшом корпусе, значащемся ныне под № 2. В 1980—1990 гг. внутри него размещалось районное строительное управление (РСУ) Куйбышевского района № 6. Следов моленной не сохранилось. Здание вместе с комплексом всей общины стоит на государственной охране под № 169 [5].

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище  в Москве. М.,  1879. С.7, 35.
2. Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. 1. С.251.
3. Всероссийский старообрядческий  календарь на  1910 г.
4. Москва. Памятники архитектуры XYIII— 1-й трети XIX в. М.,  1975. С.345.
5. Памятники архитектуры Москвы, состоящие  под государственной охраной. М.,  1980. С.50.



№ 49. ЧАСОВНЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

у могилы основателя Преображенского кладбища И. А. Ковылина на Преображенском кладбище
Преображеский вал, 17а (в 10 м к юго-востоку от большой часовни)


Она существовала уже в 1879 г., что явствует из следующего описания: "Близ большой каменной часовни находится деревянный крест, длиною аршина в 3, с вырезанным распятым телом Спасителя, стоящий в особенной маленькой часовенке, в которой горит лампада" [1].

Ныне часовня принадлежит общине старопоморских безбрачных федосеевцев, относится к стоящей неподалеку единственной их церкви Воздвижения Креста. От общины выделена особая прихожанка для ухода за часовнею и поддержания в ней порядка. Часовня действующая — ее открывают для поклонения по праздникам и воскресеньям, однако служб здесь не бывает. Крест-распятие внутри сохранился. На государственной охране они не числятся.

С запада, примерно в метре от часовенки, находится примечательное надгробие И.А. Ковылину, основавшему Преображенское кладбище в 1771 г. Это — каменное подобие гроба, снабженное по сторонам надписями и огороженное кругом решеткою. Спереди надпись такая: "Под сим камнем погребено тело попечителя и учредителя Преображенского богаделенного дома московского купца Ильи Алексеевича Ковылина, скончавшегося в 1809 г. августа 21 дня пополудни во втором часу на 78 году от рождения его".

На правой стороне следующая надпись: "Смертный! Помни, что святая Церковь или духовное христиан собрание есть одно тело, которого глава Христос, и что всякое несогласие между христианами есть болезнь Церкви, оскорбляющая Главу ея. Так старайся избегать всех тех случаев, которые удобны к воспалению вражды и раздоров".

На левой же, обращенной к дорожке стороне, надпись на наш взгляд наиболее примечательная: "Не забудь, о человек, что состояние твое на земли определено вечною Премудростию, которая знает сердце твое, видит суету желаний твоих и часто отвращает ухо от прошения твоего из единаго милосердия", Надписи эти существовали еще в 1879 г. [1].

Вокруг ковылинского захоронения находятся также надгробия других беспоповских наставников, щедро надписанные вязью и украшенные. Надписи эти частично цитируются в книге 1879 г. [1]. Стоящая по соседству часовня принадлежит ныне филипповцам — см. следующий № 50.

Литература
1. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. С. 19, 5 (перепечатка из "Душеполезного чтения", 1879 г., июль и август).

Иллюстрации
1. 1980 г., вид на ковылинскую часовню и надгробие перед нею, с запада
2. 1979 г., надпись на ковылинском памятнике.