Апостол Павел




Пётр Паламарчук.
"Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей". В 4 т. Том 4. Окраины Москвы. Инославие

Не приемлющие священство, но признающие брак, старообрядцы Поморского согласия


№ 51. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
на Преображенском кладбище

Преображенский вал, 25 (восточная часть Никольского храма)


В 1695 г. дьячок Шумского погоста Даниил Викулов (ум. в 1734 г.) основал на реке Выг скит и был в нем настоятелем около 40 лет. Здесь и возник первый беспоповский, или даниловский толк. Особенность его состоит в учении об антихристе, начале его духовного царства со времени кончины последних священников дониконовского рукоположения. Таким образом, с ними прекратилось и совершение таинств. Иерархи новые не признаются не потому, что почти все они уклонились от благочестия, но из-за того, что совместно с гражданской властью воздвигли неслыханное гонение на старую веру и изрекли клятвы, по их мнению, на само святоотеческое учение. За Государя же, согласно поморам, молиться также не следует, ибо и он есть отступник от правой веры. За отсутствием священства крестить, исповедывать и совершать мелкие требы могут непосвященные, даже женщины. Но брак совершаться не может, и поэтому все должны жить девственно. Для распространения поморского толка многое сделали два брата, Андрей и Семен из рода князей Мы-шецких. Хорошо образованные, красноречивые, обладающие писательским талантом, разъезжали они по России и заводили повсюду связи. Братья оставили множество своих сочинений. Андрей умер в 1730, Семен в 1740 г. Благодаря им скиты на Выгу достигли благоденствия. В 1738 г. поморцы под угрозой разгона общины приняли молитву за царя. В 1830-е гг. Выго-Лексинская община была сильно ущемлена в правах, а в 1850-е гг. закрыта (ср. ее панегирическую "Историю Вы-говской старообрядческой пустыни, по рукописи Ивана Филиппова". СПб., 1862 г.).

Первоначально отрицательное отношение к браку среди поморцев было поколеблено в конце XVIII — начале XIX в. с появлением защитников брака (московская монинская община), а также "полубрачных" даниловцев, рекомендовавших безбрачие, но вступлению в брак не препятствовавших.

Поморский толк старообрядцев — древнейший среди беспоповцев. Первоначально отрицавшие брак, они впоследствии раскололись на "старопоморцев" и появившихся в конце XVIII в. в Москве "новопоморцев", брак узаконивших.

"У поморцев явилось признание к семейной жизни. До чумы 1771 г. в Москве жило 5—6 семейств поморского согласия, которые приняли участие в браке и молитву за царя, что поставило их в неприязненное отношение к федосеевцам. Лет 5—6 после основания Преображенского кладбища Василий Емельянов обратился к единомышленникам с просьбой поставить свою общественную молельню.

Благодаря  дружным пожертвованиям богачей, на предложенной купцом Мониным земле во  2-м квартале Лефортовской части вскоре появилась  деревянная Покровская молельня. Новая община приняла выговский устав, расширила учение о браке и организовалась по правилам Денисова. В 1812 г. 1 часовня сгорела. На новую часовню потекли богатые вклады купцов, и вскоре благодаря им выросла каменная Покровская часовня в два этажа. Число призреваемых при часовне перевалило за 100 человек - число прихожан составило более 4000. В 1821 г. наставником часовни был Антип Андреев. Он организовал хор по правилам Даниловского монастыря, что и приносило главный доход. В 1826 г. прихожан Покровской часовни было до 6000 человек, а призреваемых до 200. Когда начались притеснения старообрядцев, в 1828 г. молельню уничтожили, а землю ее передали наследникам Монина. За взятку полиция дозволила увезти иконы и утварь в домашнюю молельню купца Гусарова. Призреваемых разместили у купцов Гусаровых и Рудаковых. Община после закрытия общественной часовни, однако же, не распалась, Богатые купцы имели свои домашние молельни — это законом не воспрещалось.

Еще при Александре I было 15 домашних моленных у разных купцов: в Лефортовской части — у Гусарова, Зенкова, Шмакова, Соловьева, Носова, Бавыкина, Панкратова; в токской части — у Макарова, Прокофьева; в Мещанской части — у Беляева; в Срегенской части — у Ефимова; в Пресненской части - у Панфилова. Все 15 молелен имели богатые иконостасы, ценные украшения и ограничивались семейными кружками, когда были полны народа. В 1827 г. их прихожан считалось до 7000. Андреев вызвал двух помощников и стал иметь в подручных двух монахов.

Купец Грачев, лишившись единственного сына, построил молельню на поминовение его во 2-м квартале Лефортовской части, при ней жили призреваемые и их наставник Сергеев. Сергеев же, восстав против "наречного" пения, введенного Андреевым, и ввел пение "хомовое", на "о" — по протопопу Аввакуму. Партия Сергеева отделилась от Покровской часовни из-за пения. В 1843 г. община возросла до 9000 человек.

Успенский алтарь быв. Никольского единоверческого монастыря занятый старообрядцами-поморцами беспоповского брачного согласия

Успенский алтарь быв. Никольского
единоверческого монастыря занятый
старообрядцами-поморцами беспоповского
брачного согласия

Прихожане же распались на мелкие партии. Каждая из партий открыла моленные: 1) в доме богача Морозова в Яузской части; 2) в его же доме в Лефортовской части, где богослужение отправляла крестьянская девка Дарья со старухами; 3) на фабрике Морозова в селе Зуеве; 4) в доме купца Соколова в Лефортовской части; 5) в доме купца Зайцева в Рогожской части. С историей Покровской часовни связаны так называемые "Дружеские известия" — собрание документов к несостоявшемуся соединению федосеевцев с поморцами брачного согласия" [1].
"Церковь выстроена в 1792 г., в 1854 г. сделана единоверческой — 3 апреля освящен в левой части трапезной придел св.Николая, 2 июня 1857 г. — главный Успенский. 16 мая 1866 г. открыт единоверческий Никольский монастырь. В 1932 г. в трапезной Успенского храма устроен придел, но очень скоро после этого здание перестало быть православною церковью" [3].

"В настоящее время (1971 г. — П.П.) самой крупной организацией поморцев является Высший старообрядческий совет в г.Вильнюсе. Общины, признающие руководящую роль этого Совета, распространены в Литовской ССР, Белоруссии, России и др. республиках, в том числе несколько общин находится на территории Польши. Кроме общин, принимающих руководство Высшего старообрядческого совета, есть и обособленные поморские общины. Наиболее крупными из них являются рижская Гребенщиковская и московская" [2]. Председателем московской поморской общины в 1985 г. состоял Ф.СКукушкин.

До 1917 г. поморцы брачного согласия имели в Москве два храма и одну домашнюю моленную. В 1920-е гг. общине из Токмакова переулка удалось перебраться на Преображенское кладбище, где им продали (!) часть своего храма проворовавшиеся обновленцы. Здесь они и закрепились поныне.

"В апреле 1919 г. присоединилась 1 община — Переведеновская, бывшая Любушкинская. В начале 1930 г. она переехала в переднюю часть храма св.Николая бывшей федосеевской мужской богадельни, куда перенесли и часть доныне сохранившихся икон" [9].

"Церковь Николы (соборная часовня) с колокольней, архитекторы В.И.Баженов (?), Вивьен; 1790-е гг.; 1857 г. стоит на государственной охране под № 169а" [7]; "Успенская церковь выстроена по плану и фасаду Царицынского дворца" [4]. "Церковь выстроена ИА.Ковылиным как моленная федосеевцев, на мужском дворе федосеевско-го богаделенного дома" [5].

"В 1854 г. мужчины-федосеевцы были отсюда удалены, и внутри освящен единоверческий придел Николая Чудотворца. В 1857 г. пристроены новые абсиды и алтари в них, ранее отсутствовавшие, и затем освящен главный придел Успения — службой руководил митр. Московский Филарет. В 1866 г. Успенская церковь вошла в состав Никольского единоверческого мужского монастыря. В 1876—1879 гг. с запада была построена вторая, новая колокольня" [6].

Вскоре после 1917 г. монастырь был закрыт, а храм захватили обновленцы. "В 1922 г. Успенская церковь попала в руки обновленцев. Главную часть храма они отдали (продали. — П.П.) старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой южной стороне трапезной был сооружен придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался" [8]. Вход в поморскую общину ныне с севера главного храма. Внутренность ее содержится благолепно, тут имеется множество древних икон. Богослужение по субботам, воскресеньям и на праздники. Освящается храм только свечами. Как уже указывалось выше, православная часть и весь комплекс Никольского единоверческого монастыря описаны подробно в части "Кремль и монастыри".


Литература
1. Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и  Филипповская  часовня в Москве. СПб.,  1865.
2. Катунский А.Е. Старообрядчество. М., 1971. С.50.
3. Рукопись Александровского, № 671.
4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С.428.
5. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском Федосеевском кладбище  i Москве. М.,  1879.
6. Синицын П.В. Никольский единоверческий монастырь в Москве. М.,  1896.
7. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной.  М., 1980. С.50.
8. Овсянников В. Юбилей Никольского храма (к 175-летию основания)  // Журнал Московской патриархии. 1966. № 3. С.22—26.
9. В.В.,  Л.В.  Глава  из истории  поморского брачного согласия // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. Рига. 1988. С.64—66.